Какой урок должен вынести каждый бизнесмен из истории с отравлением едой из автоматов Healthу Food?

Здравствуйте.

Меня зовут Александр Синянский, и я уникальный эксперт в пищевой отрасли России. Уже несколько лет я профессионально занимаюсь тем, что помогаю собственникам пищевых бизнесов решать их «проблемы и задачи». Поэтому моя статья – это не хайп, не реклама и не антиреклама компании Healthy food. Моя статья в первую очередь для всех собственников пищевых бизнесов.

Мои основные клиенты в России – это такие же «Healthy food», только находятся они в регионах, странах СНГ и ближайшего зарубежья, поэтому про их проблемы Вы никогда не слышали. Эти компании «опозорились» только в своем городе, поэтому на всю России про них не раструбили все федеральные СМИ. Это, конечно, помогало спасти бизнес. Я приезжал, всё исправлял, мы делали ребрендинг, запускали новый маркетинг и новый PR, и через 3-4 месяца собственник снова выходил в прибыль.

Но сегодня именно на примере компании Healthy food я объясню одни и те же ошибки собственников пищевых бизнесов.

Скажу сразу, что собственника этой компании, Дмитрия Пронина, я не знаю, мы не знакомы. Но как собственник он мне симпатизирует по двум причинам. Первая – это то, что он увлекается триатлоном. Я тоже, только не так профессионально. Это тяжелый вид спорта, именно в этом виде спорта проходит соревнование под названием «Iron Man» (с анг. – «Железный человек»). Второе – это то, что изначально он создал бизнес ради очень хорошей идеи – кормить людей свежей и здоровой едой. Например, люди, которые открывают колбасные заводы, в первую очередь думают не о здоровье людей, а о своей прибыли. С этим Вы не поспорите.

Так как я не знаю всю историю компании, только то, что известно из СМИ и отчета Роспотребнадзора, могу сказать, что операционной деятельностью Дмитрий как собственник не занимался, и в пищевой отрасли глубоких знаний он не имеет. Проблемы и недочеты, которые нашли сотрудники Роспотребнадзора – это совсем детские ошибки, которые может допустить только самый простой и неопытный менеджер компании, но никак не топ-менеджер.

Самые основные это:
— готовая еда и сырье хранилось в одном складе;
— на салатах (являющимися «скоропортом») стоят «удлиненные сроки»;
— на складе производства хранится просрочка и сырье без маркировки;
— часть холодильников находится в неисправном состоянии.

Даже продолжать не нужно, уже достаточно. При этом я пишу это совершенно без эмоций, так как для меня такая ситуация – это обычная история и типичный клиент. Да, Вы правильно подумали, у меня очень необычная и редкая профессия, раз для меня это – «обычные» вещи.

Во-первых, только из этих замечаний видно, что в компании либо нет технолога и начальника производства, либо они есть, но обладают очень низкой квалификацией. На пищевом производстве в принципе не быть «просрочки» и сырья без этикетки. Сейчас 2019 года, а не 1992. Продлевать сроки на салатах – это жлобство и тупость. Других слов подобрать не могу, потому что такое поведение – это большой риск, который в этот раз не оправдался, и более 65 человек обратилось в больницу.

Во-вторых, в компании совершенно нет технической службы. А при наличии нескольких кафе и более 200 вендинговых автоматов, обслуживающая техническая служба, не просто должна быть, она должна быть идеальной.

В-третьих, «залет» компании на совести операционного/исполнительного директора компании Healthy food. Мы все стали свидетелями того, как из-за безграмотности и непрофессионализма директора Дмитрий Пронин как собственник уже практически потерял свой бизнес. Это урок для многих собственников бизнесов.

Если текущие компании, партнеры и клиенты еще поддержат Healthy food, то около 80-ти отравившихся и заболевших сальмонеллёзом людей пойдут в суд и попросят возместить моральный ущерб. Это большая финансовая нагрузка для компании. Необходимо урегулировать ситуацию с каждым пострадавшим до суда, а это тоже деньги и расходы. Более того, все отравившиеся – это жители Москвы, здесь 10 000 рублей не отделаешься. Но я, правда, хочу пожелать, чтобы Дмитрию подфартило хоть немного, удача ему сейчас совсем не лишняя.

Почему я так спокойно про всё это рассказываю? Из своего опыта могу сказать, что собственники пищевых бизнесов, если они пришли в бизнес не из «пищёвки» – это люди неплохие, во многом они идеалисты и хотят сделать мир лучше. Однако они не разбираются в пищевой отрасли. Проблема Дмитрия не в том, что он плохой собственник, а в том, что он просто не имеет нужных знаний и опыта в пищевой отрасли. Он просто не знает, как надо делать правильно. Он не работал на других пищевых производствах, не был наемным менеджером в пищевой отрасли, он не видел, как еще можно руководить пищевыми производствами.

Имея за плечами опыт руководства более чем 10 пищевыми предприятиями, могу сказать, что все они работают по одним принципам: обеспечивай чистоту, делай вкусный продукт, снижай издержки и отходы, повышай продажи, следи за оборудованием и делай планово-предупредительный ремонт, слушай и слышь своих клиентов, делай, как хочет клиент, а не ты сам. Это самые основные и простые принципы, но при общей схожести всех пищевых компаний, каждая имеет свои уникальные особенности. Вот, что надо знать и чему надо учиться, приходя в новую пищевую компанию.

Собственникам пищевых бизнесов, которые сейчас читают мою статью, хочу сказать, что создать, начать развивать и получать прибыль от пищевого бизнеса достаточно просто. Но, если Вы не хотите, чтобы Ваш бизнес попал в историю, как компания Healthy Food, Вам надо учиться и разбираться в пищевой отрасли и во всем, что её окружает – производство, логистика, закупки, продажи, ремонт и т.д. Базовые вещи просты и понятны каждому, неважно, какое у Вас образование. У меня, например, их два и ни одно из них даже близко не связанно с едой. Я не теоретик, а практик. Вы можете тоже стать профессионалами-практиками.

Вашего запала, идей и энтузиазма хватило на запуск Вашего бизнеса. Теперь, когда бизнес развивается, Вам нельзя просто отойти от дел и нанять наемного менеджера, который будет всё решать. Ещё раз Вам в пример компания Healthy Food. Какой бы сильной не была Ваша загруженность другими делами или бизнесами, надо погружаться в свой пищевой бизнес ежедневно. При хорошей настройке бизнес-процессов это будет у Вас занимать 10-15 минут в день. Согласитесь, это не так много, чтобы контролировать все процессы в своей компании?

Не знаю, возможно, в других бизнесах и других производствах собственник может «забыть» про свой бизнес на неделю или месяц, но в пищевой отрасли так нельзя. Тем более, когда ты говоришь, что делаешь хороший и полезный продукт. Продукт должен быть «хорошим и полезным» не просто на страницах сайта компании, а в реальной жизни.

Главный критик Вашего пищевого бизнеса и Вашей продукции – это покупатель, только он либо голосует рублем, либо нет. Если Вы решили посвятить часть своей жизни тому, чтобы делать продукты питания, относитесь к своему бизнесу ответственно, ведь Вы кормите людей, а это – большая честь.

С уважением,
Александр Синянский
Бизнес советник в пищевой отрасли
www.александрсинянский.рф

Возможно Вам так же будут интересны и  другие мои статьи:

Как правильно подобрать собственнику на работу топ-менеджера.HR-ам не читать.

3 книги, которые я советую прочитать всем своим клиентам из России и всего мира.

Бережливое производство. Как внедрить бесплатно в своей компании.

Пути повышения уровня рентабельности и прибыльности регионального мясоперерабатывающего предприятия в условиях дефицита сырья, снижения покупательской способности населения и роста конкуренции на рынке мясо переработки.

Стоит ли открывать бизнес в Крыму в 2018 году? Спойлер — нет! (полная версия)

Как я написал на английском языке книгу о бизнесе в пищевой отрасли России и подарил её министрам 25 стран.

МВА у руководителей…. Нужно вообще?

SMART задачи. Или как один лист Excel изменит Вашу жизнь

Руководитель – иностранец. Инструкция для собственников.

Выпускаем ПРАВИЛЬНО премиальную продукцию.

ИСО и ХАССП. В чем разница и надо ли вообще?

Как правильно нанять начальника службы безопасности.

Как правильно проходить проверку на полиграфе (он же детектор лжи).

Как Pepsi научила Apple, Samsung и Starbucks быть такими крутыми.

«Окошко» на упаковке для продуктов питания. Почему в 99 % случаев, не надо слушать Вашего маркетолога.

Какой урок должен вынести каждый бизнесмен из истории с отравлением едой из автоматов Healthу Food?

Вернуться назад